Что же за надпись на шлеме Ивана Грозного?

Что же за надпись на шлеме Ивана Грозного?

На выставке посвящённой 450-летию включения Астрахани в состав государства Российского экспонировался шлем Ивана Грозного. В Астрахань он прибыл из Стокгольма.

Как оказалось, это очень интересный артефакт. С одной стороны это обычный шишак, который в то время являлся традиционной частью доспехов русских витязей. А вот самое интересное, кроется в украшающем шлем орнаменте. Как видно на рисунке, его по кругу окружает арабская вязь, которую до этой выставки ни кто не мог прочесть, или не пытался. Чуть ниже неё есть надпись и на русском – «Шелом Князя Ивана Васильевича, Великого Князя сына Василия Ивановича, господаря Всея Руси самодержца».

Что же за надпись на шлеме Ивана Грозного?

Старший научный сотрудник музея Елена Арутюнова в интервью ИТАР ТАСС прокомментировала — «Мы рассматриваем перевод иранского консула как версию, которая, безусловно, требует проверки лингвистов, востоковедов. Одним из объяснений, почему такая надпись могла быть на шлеме православного русского царя, может служить предположение, что головной убор был подарен отцу Ивана Грозного турецким султаном для его сына. Ведь на втором горизонтальном поясе шлема надпись сделана уже на славянском языке — „Шелом Князя Ивана Васильевича, Великого Князя сына Василия Ивановича, господаря Всея Руси самодержца“

Итак, коллеги хочу задать вопрос. Согласны ли вы с версией работницы музея, и какие ещё могут быть версии? Ведь согласитесь, это довольно странно, что русский царь носил на голове шлем с надписью, которую обычно носят исламские фанатики-моджахеды.

Первая версия – всё так и было, как говорит работник музея, ну не вникал Иван Васильевич в подробности что там у него на лбу написано, носил себе шлем — да и вся загадка.

Вторая версия – менее традиционная. По мнению некоторых историков в древности, и вполне возможно не такой и древней, существовала одна проторелигия, включавшая в себя и христианство, и ислам и даже иудаизм. Они основываются на том, что основные постулаты единобожия, проповедуемые этими религиями, не противоречат друг другу. По их мнению, косвенным свидетельством этого является почитание Христа мусульманами как пророка и наличие на русских храмах под крестом полумесяца. Затем произошло разделение религий, и дальнейшее дробление вплоть до маленьких сект. По этой версии, для человека исповедующего старую проторелигию, надпись восхваляющая Мухаммеда являлась такой же святыней, как и икона.

Третья версия. Не пытаемся интерпретировать и додумать арабскую надпись, а читаем, как написано, и считаем что так и есть. То есть, Иван Грозный и пророк Мухаммед одно и тоже лицо.

Ну и четвёртая версия, как по мне, наиболее вероятная. Это шлем из параллельного мира, в котом происходили события, описанные в версии три.


Источник