Морские люди в греческой и сирийской мифологии

Морские люди в греческой и сирийской мифологии

Морской старец (человек) Нерей

Люди-амфибии довольно часто упоминаются и в греческих преданиях. Один из персонажей такого рода — «морской старец» с телом человека и рыбьим хвостом Нерей, живший в Эгейском море. Согласно произведениям древнегреческих поэтов Гесиода (VIII в. до н.э.) и Пиндара (622-448 до н.э.), у него было 50 дочерей, а Софокл (496-406 до н.э.) — писал о ста.

Читайте также: Сводки событий от ополчения, новости Новороссии.

Гесиод писал в «Теогонии»:

«И от Моря родился Нерей, старший из его сыновей, чьи уста правдивы и не осквернены ложью. И люди прозвали его Морским Старцем, ибо он верен своему слову, добр и справедлив, и мысли его чисты».


Морской старец (человек) Протей

Другим «морским старцем» с телом человека и рыбьим хвостом был Протей, живший на о-ве Фарос недалеко от Александрии (где располагался знаменитый Александрийский маяк) и часто отдыхал в пещерах среди морских львов. И Нерей и Протей могли менять свой облик и предсказывать будущее.

Морские люди в греческой и сирийской мифологии


Морской старец (человек) Тритон

Третьим «морским старцем» со сходным обликом был Тритон, который помог заблудившимся аргонавтам выплыть в море и предсказал им будущее. Гесиод называл его «владыкой морских глубин» и «сыном Посейдона». Р.Ч. Даремберг и Е. Сальо в «Словаре греческих и римских древностей» полагали, что первоначально Тритон был самостоятельным морским божеством и ему приписали родство с Посейдоном значительно позднее.

Р. Темпл приводит следующую выдержку из «Словаря древностей» Даремберга и Сальо:

«Особенно почитали Тритона в двух областях Средиземноморья, где от Эгейской цивилизации сохранилось особенно много памятников: в Беотии и на Крите.

В Беотии есть река Тритон, а на Крите найдены монеты с его изображениями. На Крите, кстати сказать, почиталось дельфиноподобное божество, поклонение которому впоследствии распространилось по всему Средиземноморью, утвердившись в Дельфах. Подобным же образом, на ливийском [африканском] побережье существовали река Тритон и Тритонийское озеро, являвшиеся полем действия во многих космогонических легендах. Земноводные боги добрались и до сирийских берегов: Дагону поклонялись в Газе, а Деркето воздвигли храм в Аскалоне. Скорее всего, африканский Тритон был одним из местных божеств, впоследствии заимствованных греками. Он сыграл важную роль в странствии аргонавтов: помог заблудившимся героям выплыть в море и предсказал им будущие события. Обитатели Аттики, Эвбеи и других районов Греции также в древности почитали Тритона. На многих древних монетах можно найти его изображение».

Морские люди в греческой и сирийской мифологии

Тритон в Гигантомахии

Тритона связывали с Великим потопом. Вот что говорили об этом Даремберг и Сальо:

«Во время гигантомахии… он [Тритон] сражался плечо к плечу со своим отцом Посейдоном, и звуки его раковины заставляли чудовищ в ужасе спасаться бегством. Именно Тритон заставил отступить воды Потопа, когда Зевс смилостивился над обитателями Земли. Похоже, что Посейдон передал ему часть своих полномочий. Звуки, испускаемые раковиной Тритона, могли поднимать волны или, напротив, успокаивать море. Трезубцем он крошил скалы и поднимал острова из глубин океана. Подобно другим морским божествам, особенно Нерею и Протею, Тритон обладал даром прорицания…. По словам Аполлония Родосского, верхняя часть тела Тритона была такая же, как у „благословенных богов“, тогда как нижняя заканчивалась огромным хвостом. Такими же были тела Морского старца, Нерея и Главка…

На рельефах во дворце Саргона, а равно и на вавилонских цилиндрических печатях, финикийских и персидских монетах и т.п. можно видеть изображения бога [аннедота] Дагона, почти неотличимые от изображений Тритона». 


Нерей, Протей и Тритон и другие морские люди мало чем отличались от ниватакавачей и аннедотов

Из этих фрагментов можно заключить, что Нерей, Протей и Тритон по своим способностям (менять свой облик, предсказывать будущее, вызывать и останавливать воды, крошить скалы и др.) и по внешнему виду мало чем отличались от ниватакавачей и аннедотов.


Морские люди Главк, Форкис, Палеон и Нигеон

Такой же облик имели «морской старец» Главк, научивший древнегреческого бога солнца (света) Аполлона предсказывать будущее, и «морские старцы» Форкис, Палемон и Нигеон.


Морская богиня Деркето-Атаргатис

Древнегреческий писатель Лукиан (II в.) в трактате «О сирийской богине» упомянул о женщине-амфибии. Описывая величественный храм в городе Гиераполе, он говорил: «это святилище основала Семирамида Вавилонская, от которой осталось много сооружений в Азии. Она построила его в честь своей матери Деркето. Видел изображение этой Дерекето — странное зрелище, верхняя часть представляет собою женское туловище, тогда как нижняя, от бедер до ног, сделана в виде рыбьего хвоста… Жители Гиераполя считают рыб священными и никогда к ним не прикасаются».

На некоторых дошедших до нас сирийских монетах можно видеть изображение Деркето — Атаргатис — наполовину женщину, наполовину рыбу.

Морские люди в греческой и сирийской мифологии


Забальзамированные тела и изображения морских людей

По свидетельству еще одного древнегреческого писателя и путешественника II века Павсания, в храме Диониса в Танагре (город в Беотии) и в Риме выставлялись забальзамированные тела двух «тритонов». Он писал: «тритоны действительно достопримечательность: волосы на их головах похожи на лягушек в стоячей воде — не только по цвету, но еще и из-за того, что они очень гладкие и невозможно отличить один волосок от другого; все остальное их тело покрыто чешуйками, как кожа акулы. У них человеческий нос, позади ушей жабры, рот очень большой и зубы, как у дикого чудовища. Мне показалось, что их глаза серо-зеленого цвета, а руки, пальцы и ногти покрыты коркой наподобие морских ракушек. От груди и живота книзу вместо ног идет хвост дельфина».

По свидетельству того же Павсания, в храме в Фигалии хранилось изображение олимпийской богини охоты Артемиды — сверху до талии женщины, а ниже — рыбы.


Основатель Афин Кекроп (Эрехтей)

В число полулюдей-полурыб иногда включают полулюдей-полузмей, которые вели полуводный — полуземной образ жизни — существ с головой человека и змеиным хвостом. Яркий пример тому — первый царь Аттики и основатель Афин Кекроп (Эрехтей) и его сын от Геи — Эрихтоний. 

Морские люди в греческой и сирийской мифологии

Древнегреческий писатель Аристофан (ок. 450 — ок. 385 до н.э.) в одной из своих пьес и древнегреческий историк Диодор Сицилийский (ок. 90-21 до н. э.) в «Исторической библиотеке» утверждали, что Кекроп прибыл в Аттику из Египта. По Диодору, именно он учредил Элевсинские мистерии.


Морские змее-люди из египетской, китайской и других мифологий

Другие примеры полулюдей-полузмей, которые вели полуводный — полуземной образ жизни — древнеегипетские боги Исида и Осирис, древнекитайские «рогатое чудовище с телом змеи» Гунгун, возродители человеческого рода Фуси и Нюйва и легендарный император Шеньнун, божество воды африканских догонов Номмо и другие полулюди-полузмеи с красными глазами, раздвоенными языками и гибкими конечностями, без суставов. Их тела — зеленые, гладкие, сияющие, как поверхность воды, и покрытые короткими зелеными волосами с восемью верхними и нижними конечностями (Номмо), а головы — человеческие с маленькми рожками (Шеньнун, Фуси).

Морские люди в греческой и сирийской мифологии

Автор: А.В. Колтыпин


Источник